Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Глава 73. Отряд и его новый командующий

      В ходе праздника отряд был набран. Небуненеф распорядился для Тефнут и Хоремхеба выделить помещения для проживания в храме Тутмоса III на западном берегу Нила, а их отряду разрешил построить временные казармы из папируса невдалеке от ограды заупокойного храмового комплекса. Одновременно с этим Хоремхеб получил право, подобно номарху, пользоваться колесницей в «городе мёртвых». 
      Подвели итоги. Численность отряда составила чуть более пятисот человек, однако среди них были только пехотинцы. Вооружение воинов не поражало разнообразием и состояло из бронзового топора и щита, лишь некоторые имели на вооружении копья. Понятно, что защитники храма несли скорее ритуальную службу, нежели воинскую, поэтому единственным «доспехом» большинства оказался кусок материи, обёрнутый вокруг бёдер, лишь защитники главного святилища имели панцири и шлемы. 
      Начались трудовые будни боевой подготовки. Сначала предстояло объединить воинов в единый отряд. Различались защитники разных храмов по символу Божества, в честь которого были воздвигнуты охраняемые ими храмы, изображённому на щитах — своеобразному гербу. Для объединения казалось достаточным прикрепить к щитам по пучку соколиных перьев — символу Тефнут, что изначально сделали сами воины без указания свыше, однако с ростом численности отряда произошла проблема, ибо соколы были достаточно редки в Египте, что привело к дефициту перьев. Этот малозначительный, казалось бы, факт вызвал недовольство воинов, которые пожаловались Тефнут с просьбой урегулировать проблему. Богиня поначалу удивилась столь странной просьбе, но Хоремхеб поддержал воинов, наедине разъяснив Тефнут важность отрядного символа в сплочении воинского коллектива. Одновременно с этим Тефнут доложили о «нашествии» ядовитых змей на территорию папирусного военного городка, в результате которого пострадало несколько воинов. Обычно укушенных ожидал летальный финал, но Тефнут удивительным образом вылечила пострадавших. Весть об этом событии быстро разнеслась по всему отряду, придав Богине новый уровень уважения. В дополнение с недавно приписанной народом властью над водной стихией, Тефнут стали почитать как повелительницу змей. Как только народная молва достигла Хоремхеба, он тутже предложил урегулировать «гербовую» проблему отряда, заменив пучок перьев на более актуальный символ — змею. Нововведение нашло единодушный отклик, и ядовитые змеи в «городе мёртвых» в ходе необъявленной охоты быстро обратились в мумии, прикреплённые для устрашения врагов к щитам. 
      Сложнее оказалось из воинской среды выделить лучников и колесничих, так как луков и колесниц в отряде не было, за исключением единичного экземпляра в собственности Хоремхеба. В древнем мире этот вид войск обычно формировался из числа зажиточных граждан, способных потратиться на коней, лук и колесницу с возницей. По сути, лучники на колесницах были рыцарями Древнего мира, а их возницы — оруженосцами. На колеснице принимал участие в сражении сам фараон. Так как в отряде выходцев из богатых слоёв населения не было, с формированием колесничих решили подождать до лучших времён, когда появятся кандидаты, достойные поощрения за усердие в ратном деле. 
      Единственным воином, некогда сражавшийся на колеснице, оказался бывший командир воинов храма Амона — тот самый атлет с семейством, так понравившийся Тефнут на празднике Ипет-Исут, поэтому Хаэмуаса — именно так звали воина — пригласили для более тесного знакомства, причём Тефнут потребовала прийти ему с семьёй. Как только Хаэмуас передал жене приглашение Божественных хозяев, та чуть не упала в обморок от счастья, тутже объявив, как истинная женщина всех времён и народов, что ей нечего надеть, а достойное платье можно купить только в «городе живых». Естественно, она незамедлительно получила требуемую сумму и лодку для прогулки по торговым лавкам восточного берега.
      Приём Тефнут проводила в тетрастильном святилище храма — именно под этим чисто греческим названием остался в истории тот самый зал с крышей в форме пирамиды, полюбившейся Богине с первого взгляда. Хаэмуас шёл первым, показывая путь идущим следом жене и дочери. После полагающегося по этикету торжественного приветствия, воин представил:
      — Моя жена — Анхнесмерира, моя дочь — Иситнофрет. 
      — Иситнофрет? Я знала одну женщину под именем Нофрет, она была принцессой при дворе фараона Се-Нефру — строителе трёх пирамид. Подойди-ка сюда. Сколько тебе лет, Исида-красавица?
      — Четырнадцать, Божественная Тефнут. 
      — А ты высока для своих лет. Я думала, ты старше. Чем занимаешься? Изучаешь ли грамоту?
      — Я помогаю маме по дому. Девочкам не положено знать грамоту. 
      — Да? Кто это тебе сказал?
      — Папа.
      — Вот как! Я подумаю над твоей судьбой. Ты умеешь управлять лошадьми?
      — Я умею запрягать лошадей в колесницу, но никогда не управляла сама. 
      — Я полагаю, у женщины на колеснице должна быть и возница-женщина. Желаешь стать возницей на моей колеснице? 
      — Да, Богиня, эта великая честь для дочери воина!
      — Да будет так! Хаэмуас, расскажи нам о себе: где довелось служить, в каких сражениях участвовать? 
      — Слушаюсь, Божественная Тефнут. Начал я службу пятнадцать лет назад благодаря высочайшему указу величайшего из повелителей Хоремхеба, гарантировавшего права немху — неродовитых служилых людей, из числа которых ваш покорный слуга, за что я ему бесконечно благодарен. Самого повелителя, к сожалению, мне видеть не довелось, потому что в те времена он уже отошёл в Загробный мир. Со смертью Хоремхеба власть перешла к его соратнику Рамсесу, выходцу из рода правителей чужеземных стран, находящемуся уже в летах, который незамедлительно передал войска в подчинение сыну. Сети лихо взялся за дело. Знакомый с важностью колесниц на поле сражения, первым делом он увеличил их число в армии — так я стал колесничим. Вскоре Сети стал повелителем Та-Уи и начался наш нескончаемый поход в Азию. Быстро усмирив племена шасу, наша армия вышла на просторы равнины Изреэля. После того как под нашим натиском пала крепость Мегиддо, нас поддержали жители городов Бейт-Шеан и Рехоб. Пока, опьянённые победой, мы продвигались на север, правитель города Хамата, что на берегу Геннисаретского озера, заключив союз с жителями города Пихеля, собрал большое войско и нанёс предательский удар в спину, захватив Бейт-Шеан и осадив Рехоб. Узнав об этом из полученных донесений, Сети разделил своё войско на корпуса, названные в честь Амона, Ра и Сета, что позволило начать военные действия сразу на трёх направлениях против городов Хамата, Бейт-Шеана и Иеноама, добившись успеха, образно говоря, в течение одного дня, то есть одновременно. Я оказался в корпусе Амона, штурмовавшего Иеноам. Хотя наша победа над этим сильно укреплённым городом изображена на стенах храма Амона-Ра с повелителем в качестве единственного победителя, на самом деле Сети не принимал непосредственного участия в штурме. Однако все понимают, что его доля в победе огромна, и заключается она не в конкретном метком выстреле при штурме, а в гениальном стратегическом руководстве тремя корпусами одновременно на трёх полях сражений, но это отразить художнику оказалось не по силам, поэтому он прибег к аллегории. Мы наголову разгромили врага, вновь захвати ранее утраченные города и даже вышли на восточный берег реки Иордан. Далее Сети не стал развивать наступление, неожиданно свернув с земли ханаанской в страну амореев, прямо к крепости Кадеш на реке Оронте. Этот манёвр для неприятеля был столь неожиданен, что нам удалось сходу овладеть Кадешем. За участие в штурме Кадеша мне доверили командование отрядом колесниц. Затем мы направились в страну Лиманон, знаменитую обилием кедра — самого лучшего дерева для постройки судов. Жители этой страны почтительно встретили наше войско. Победа была достигнута, мир с Хатти подписан, армия занялась наведением порядка в новых землях, а наш корпус Амона с повелителем во главе отправился в Уаст, где мне предложили возглавить охрану храма Амона-Ра Ипет-Исут — так моя военная карьера неожиданно закончилась.
      — Из твоего рассказа следует, что ты хорошо знаком не только с окрестностями Кадеша, но и с землёй ханаанской вплоть до восточного берега реки Иордан. Это прекрасно. Что по этому поводу скажет Ликующий Хор, возлюбленный Амоном?
      — По-моему, нет лучшего кандидата на пост командующего, ибо именно туда будет нацелена наша предстоящая кампания. Я предлагаю назначить Хаэмуаса командиром отряда. 
      — Ты согласен, Хаэмуас?
      — Только на пост после Ликующего Хора, возлюбленного Амоном. 
      — Видишь ли, Хаэмуас, я не могу командовать отрядом в присутствии здравствующего Хозяина Та-Уи, на это есть весомые причины. Ты будешь нашим посредником в общении с повелителем: моим и Богини Тефнут. 
      — Я вас понимаю. Такое доверие, чтобы общаться напрямую с Богами, надо заслужить даже повелителю, несмотря на то, что он считает себя подобным Богу!
      — Ты прекрасно нас понял, это похвально. Отныне ты назначаешься командующим отряда Тефнут. Ты хорошо знаешь воинов. Подбери из их среды достойных командиров подразделений, способных помогать тебе в обучении военному искусству. 
      — Спасибо за доверие, Ликующий Хор. Неужели нам предстоит вновь сразиться с Хеттской державой?
      — К сожалению, победа Сети не стала решающей. Она не нанесла хеттам существенного ущерба. Со смертью Сети царь Муваталли почувствовал слабину Египта. Это грозит войной, которая пока ещё не объявлена. Египту снова предстоит помериться силами с Хатти. Наша задача — за три года подготовить отряд, способный повернуть пока ещё не свершившееся событие в угодную Богам сторону. Именно для этого пришли в Египет мы с Богиней Тефнут. Надеюсь, тебе всё ясно?
      — Да, Ликующий Хор, кроме одного: вы имеете какое-нибудь отношение к величайшему из повелителей Хоремхебу?
      — Я и есть тот самый Хоремхеб, но об этом в отряде никто не должен знать. Соблюдение тайны касается не только тебя, Хаэмуас, но и членов твоей семьи, — Хоремхеб повернулся к женщинам.
      — Я сам перережу им горло, если из их уст вырвется предательское слово!
      — Излишние репрессии не потребуются. Я уверена, что предательства можно будет избежать, — предупредила карательный порыв воина Тефнут. — Далее я оставлю вас, мужчин, побеседовать на военные темы, а женщинам предлагаю пройти со мной.
      Официальная часть незаметно переросла в неформальную беседу, закончившуюся совместным ужином.

Навигация по главам:

Предыдущая      ◄      Начало текущей      ►      Следующая